Блог

Опыт и эмоции важнее денег

В России свободное время и переживаемый опыт ценят больше, чем обладание деньгами и вещами. А какие именно впечатления нужны россиянам?

Кажется, совсем недавно российский бизнес окончательно принял и стал эффективно использовать идею о том, что для увеличения конкурентоспособности компаниям нужно предлагать дополнительные, более ценные и персонализированные услуги; и это в глобальном смысле привело общество к экономике услуг. Продвигаясь дальше по этому пути, мы постепенно узнаем, что индивидуализм и креативность - это новые нормы общества, а предоставление уникального опыта и ориентированности на пользователя - это ключи к лидерству в любой из отраслей.

Мир движется в сторону экономики, основанной на опыте, - концепция, предложенная Гилмором и Пайн ещё в 1998 году. Потребительский опыт имеет огромное значение. Компании несоразмерно вознаграждаются, когда они дарят яркие впечатления и дают большой опыт, и соответственно наказываются, когда они этого не делают. Ведь клиенты склонны делиться своим потрясающим или неудовлетворительным опытом со своими социальными связями, что приводит к увеличению или уменьшению продаж, неважно в b2c или b2b сфере.

Компаниям, которые нацелены быть лидерами, пора сосредоточиться на создании максимально позитивного опыта.
Это обеспечит им удовлетворённых клиентов, готовых возвращаться снова и снова.
Опыт побеждает владение физическими товарами. При покупке физического продукта, каким бы эксклюзивным или актуальным он ни был, мы склонны обесценить его довольно быстро, поэтому удовлетворённость, которую мы чувствуем, не сохраняется надолго после момента покупки. Исследования показали, что расходы на опыт делают нас счастливыми на более долгий срок.

Егор Брус, директор по развитию Wanta Group

Эта тема в настоящее время является предметом активного обсуждения. «Экономика опыта - это бизнес на эмоциях?» - задаются вопросом эксперты. И дискутируют: должны ли компании вступать в конкурентную борьбу на территории впечатлений и эмоций и во всех ли категориях? Однако в России уже есть по меньшей мере один рынок, участники которого конкурируют именно на этой территории. Это билетный рынок, где люди напрямую платят за интересный опыт, новые эмоции и впечатления.

По оценкам представителей индустрии, объём билетного рынка составляет от 100 до 115 млрд рублей в год. Более половины городского населения России в возрасте от 18 лет платят за свой досуг. Рынок развивается со среднегодовым темпом роста 7,2%. При этом среднемировой показатель составляет 4,2%. Итак, за какие эмоции и впечатления россияне готовы платить? Агентство маркетинговых исследований Wanta Group составило своеобразный рейтинг зрелищ по итогам всероссийского опроса, проведённого в первой половине 2019 года.

Рейтинг российского рынка зрелищ в 1 квартале 2019 года

Кино лидирует в списке предпочтений россиян. Это самый популярный платный способ проведения досуга. Около половины (45%) всех потребителей билетного рынка побывали в кино в первом квартале этого года. Это ориентир для всего рынка зрелищ. Роль кино в этом смысле очень важна, но все-таки она не является доминирующей. И даже лидер рынка имеет потенциал роста. Вторую позицию рейтинга уверенно занимает театр, где побывала треть (33%) опрошенной аудитории. При этом значительная её часть предпочла спектакли (27%). Более сложные для восприятия опера и балет набрали по 4%. Зрелищный рынок стремится учитывать различные интересы и вкусы. Далее следуют четыре сегмента, равные по размеру, каждый из которых составляет пятую часть аудитории билетного рынка. Назовём их: выставка, экспозиция в музее; деловые события; концерт известных исполнителей; спортивные матчи и соревнования.

Потребители, предпочитающие эти виды досуга, неоднородны. Так, в театральной и концертной аудиториях превалируют женщины, в спорте - мужчины. А кино, выставки (музеи и деловые), образовательные события привлекают мужчин и женщин в равной степени. После 35 лет растёт интерес к выставкам, экспозициям в музее и концертам известных исполнителей. А после 45 лет- и к театральным событиям. Для этой же возрастной группы характерно снижение интереса к кино, спорту, деловым и образовательным событиям. Если говорить о сегменте «деловые события», то необходимо отметить, что лекции, тренинги и семинары имеют большую аудиторию (15%), чем деловые выставки и конференции (9%).

Среди спортивных событий традиционно лидирует футбол (9%), но в первом квартале 2019 года посещаемость хоккейных матчей не столь заметно отставала (6%). На каждого из трех футбольных болельщиков приходилось два хоккейных. Аудитория баскетбольных матчей составила 2%, другие спортивные мероприятия выбрали 6% респондентов.

Впечатления и эмоции дороже денег. Не удивительно, что этот посыл в числе первых уловили на развлечений и спорта. И немало делают, чтобы на всех этапах получения услуги её потребители испытывали позитивные эмоции и приобретали положительный опыт. Стало намного проще купить билет на представления, комфортнее в местах их проведения, в большей степени учитываются интересы аудитории. Хотя и не всех возрастных групп... В общем, есть над чем работать.

Новые взаимоотношения сторон вполне могут быть предметом пристального исследования. Если люди готовы инвестировать в эмоции и опыт, то они скорее всего будут ценить это и в других сферах жизни.

Методология:
Wanta Group провела инициативный всероссийский опрос: 1.04.2019. В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 лет.
Метод опросов – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объёмом 1600 респондентов. 
Выборки были построены на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.
Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Дополнительные источники информации:
«Российская киноиндустрия 2017», Фонд Кино.
«Опрос представителей билетной индустрии России – 2018», Price Waterhouse Coopers.

ShapeShapeShapeShapeShapeShapeShapeShapeCombined ShapeShapeShape