Блог

«Российское кино берет за душу» - считают представители поколения Z

Любимым развлечением назвали просмотр фильмов в кинотеатре более половины респондентов в возрасте от 12 до 17 лет. Таковы данные проекта «Кинозритель» - первого российского трекера киноаудитории.

«Кто в этот мир попал, навеки счастлив стал». В словах известной песни о кино нет преувеличения. Кино остаётся одним из самых популярных видов искусства и досуга. Да, был период, когда его позиции заметно пошатнулись. Но в последнее время ситуация меняется, зрители возвращаются в кинотеатры. Причём в новые, цифровые.

Кинозритель онлайн
С декабря 2015 года действует программа поддержки кинозалов в населённых пунктах до 500 тысяч человек. За это время при участии Министерства культуры РФ и Фонда кино открыто 789 кинозалов в 79 регионах страны. К концу 2024 года будет создано дополнительно 1200 кинозалов.
Итак, кинозалы изменились. А кинозрители?
Каждый пятый из участников исследования, проведённого маркетинговым агентством «Wanta Group», побывал в кино в первом квартале этого года (январь - март). От лидера предпочтений заметно отстают другие культурные зрелища (спектакль в театре, концерт известных исполнителей, экспозиция в музее и т.д.) Кто эти люди, которые собираются перед киноэкраном? Как выглядят? Как выбирают фильмы? Каковы их ожидания?

Разовый замер не дает полного представления о киноаудитории
Ведь она может отличаться в зависимости от времени года, наличия каникул и прочего. Совершенно очевидно, что для получения достоверной и полной информация о том, как выглядит зритель необходимо внедрение инструмента, который бы работал перманентно и в режиме реального времени

Вячеслав Тельнов, исполнительный директор Фонда Кино

Так появилась идея проекта «Кинозритель». Партнером Фонда кино в этой масштабной работе стало агентство маркетинговых исследований «Wanta Group». Для «Кинозрителя», по словам генерального директора компании Марии Щербаль, была разработана специальная методология опросов, подготовлена команда профессиональных штатных интервьюеров в области кино.

С августа прошлого года опрошено 47 360 кинозрителей, накоплена база для анализа более 150 картин, вышедших в прокат с середины 2018 года. В опросе еженедельно участвует только реальная аудитория - зрители, выходящие из кинозалов. Пока в проекте пять городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар), крупнейших по кинотеатральной посещаемости.

Следующим шагом станет формирование онлайн-сообщества.
В итоге у игроков киноиндустрии появится возможность не только лучше узнать своего зрителя, но и вести с ним диалог.
В результатах исследования заинтересованы все участники киноиндустрии. С их помощью стороны этого сложного процесса рассчитывают не только оценивать текущее состояние проката, но и прогнозировать дальнейшее развитие отрасли.

Мария Щербаль, генеральный директор Wanta Group

Штрихи к портрету
Новые штрихи к портрету аудитории добавил мониторинг, проведённый в первом квартале текущего года. Большинство опрошенных зрителей (64%) ходят в кино 1-2 раза в месяц и чаще. Каждый четвёртый - в возрасте 18-24 лет. При этом самая многочисленная группа состоит из зрителей 25-34 лет (31%). Доля зрителей 35-44 лет составляет 18%, а старше 45-ти – 10%. 
У киноаудитории преимущественно женское лицо (доля женщин - 56%). Кстати, зрители российского кино в среднем старше зрителей зарубежного кино на 4 года: 32 года против 28 лет соответственно. В структуре аудитории российских фильмов доля зрителей старше 45 лет в 3 раза выше, чем в структуре аудитории зарубежных фильмов (18% против 6% соответственно). Самый старший зритель, принявший участие в опросе - житель Краснодара 87 лет, пришедший с внуком 7 лет на мультфильм «Как приручить дракона 3».

С кем приходят в кинотеатр? Доля пар составляет почти треть (29,5%). В компании супругов (парня/девушки) фильм смотрят прежде всего зрители 25-34 лет (42% аудитории данной возрастной группы), а также пары в возрасте 18-24 лет (36%).
Чаще всего кинозрители приходят с друзьями (33,1%). Особенно это характерно для людей моложе 25 лет. Выбирая вид досуга, они отдают предпочтение кино. В отличие, например, от кафе, ресторана. Директор по развитию «Wanta Group» Егор Брус сослался на данные зарубежных исследований, согласно которым в Германии и Великобритании подростки, наоборот, чаще ходят в кафе или ресторан, чем в кино.

Время Z
Молодые люди не случайно становятся объектом пристального внимания исследователей. Ведь они составляют ядро киноаудитории. Каковы их предпочтения? Особенно тех, о ком пока известно меньше всего. Речь о родившихся после 2000 года. Поколение Z только начинает взрослеть. Это первое поколение, представители которого родились в эпоху цифровых технологий и не знают, что значит жить без интернета.
Авторы Теории поколений, получившей распространение в начале 90-х годов, определили: примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями, которые формируются под влиянием происходящих событий, семейного воспитания и т. д. Теория, пока наиболее активно использующаяся в сфере бизнеса, рассматривает особенности шести поколений.
Величайшее поколение (1900-1923 годы рождения), Молчаливое поколение (1923-1943), поколение Беби-бумеров (1943-1963), поколение X (1963-1984), поколение Y (1984-2000), поколение Z (с 2000).

По данным Wanta Group, представители разных поколений и в кинотеатрах ведут себя по-разному. Это видно, например, по ответам на вопрос: если в кинотеатре в данный момент идёт только российская картина, как вы поступите - уйдете, будете ждать начала зарубежного фильма или пойдёте на российский?
Просмотр отечественного фильма выбрали представители старших поколений - молчаливого и беби-бумеров. (Величайшее в данном контексте не рассматривается). И это понятно, они выросли на советских фильмах.
Значительная часть представителей поколений XY заявила о намерении ждать зарубежный фильм или покинуть кинотеатр. И этому есть объяснение. Когда «иксы» и «игреки» были в возрасте активного «киносмотрения», российское кино пребывало не в лучшей форме. Выбор в пользу зарубежного был сделан именно тогда. Этот барьер преодолеть, видимо, непросто.
Согласно Теории поколений, система ценностей под влиянием значимых событий формируется у человека до 10-12 лет и остаётся с ним на протяжении всей жизни. Судя по данным исследования, в отношении кино работают и другие факторы. Так, при наличии суперотзывов или мощной рекламы XY с большей вероятностью готовы смотреть российское кино. При обычных обстоятельствах барьер остаётся.

А что думают по этому поводу представители поколения Z? Их мнением (еженедельно!) интересуется проект «Кинозритель».
Лиза, 15 лет:

  • Я не обращаю внимания на то, отечественный фильм или зарубежный. И те, и другие бывают хорошие. Например, наш фильм «Движение вверх» я просто обожаю, уже несколько раз пересматривала. «Легенда №17» тоже очень хороший фильм. Он мотивирует меня заниматься спортом, держать себя в форме. В принципе, мне нравятся фильмы, в основе которых исторические события. Они хорошо получаются.
Иван, 16 лет:
  • В основном смотрю зарубежные фильмы, особенно боевики, триллеры. Что касается наших... Ну, пытаются сделать хорошо, но пока не очень выходит. Вот комедии неплохо получаются, сериалы. Старые, советские фильмы - это да! Другой дух, другая энергетика. Все это чувствуется. Ну и люди другие, другая страна - Советский Союз. Теперь у современных российских фильмов проблема уже не в спецэффектах даже, а больше в игре актеров и качестве сценариев.
Полина, 19 лет:
  • Мне нравятся скорее зарубежные фильмы, там больше разнообразия, легче найти что-то для себя. Но если мне фильм посоветовали друзья или понравилась реклама, то не имеет значения страна производства. В зарубежных фильмах сильной стороной, возможно, является реалистичность. Хотя иногда они такую идеальную картинку рисуют... В российских фильмах меня привлекает эмоциональность. Многие из них действительно берут за душу.
Александр, 18 лет:
  • Как я выбираю фильмы? Страна - без разницы. По жанру - комедии. В последнее время смотрел «Бабушка легкого поведения», «Полицейский с Рублевки», «Восемь новых свиданий». Очень понравились «Лёд», «Т-34». Считаю, что у нас хорошие актеры, но зачастую слабые сценарии.

Два предыдущих года были рекордными для российского кино. По данным единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели более 50 млн человек, а кассовые сборы превысили 13 млрд рублей. В минувшем году 8 картин собрали в прокате свыше 1 млрд рублей, две из них - российского производства: «Движение вверх» (2,9 млрд рублей) и «Лёд» (1,4 млрд рублей).
Хорошее кино - самое действенное средство для привлечения зрителей. «Движение вверх» посмотрели 11,5 млн человек, «Лёд» - 6 млн человек. В этом случае хорошо работает «сарафанное радио». Большая часть зрителей «Т-34» (75%) выразили готовность рекомендовать его просмотр друзьям и знакомым. У этого фильма максимальное значение индекса «сарафанного радио» среди российских картин в 2019 году (65 пунктов).

Смотрят кино по-другому
Данные «Кинозрителя» позволяют сделать ещё одно, не менее важное, заключение. В кинотеатры пришло новое поколение с новым отношением к российским фильмам. Это отношение скорее нейтральное: наши картины ни хуже, и ни лучше зарубежных. Точнее, они могут быть лучше. А могут быть хуже. И это нормально. Как и то, что сначала фильм смотрят, а потом делают выводы.
У Z при выборе фильма нет предвзятости, барьера в виде страны производства. Главное - качество фильма. «Обращаю внимание прежде всего на трейлеры. Смотрю их перед тем, как идти в кино. И мне может понравиться как российский фильм, так и зарубежный». На что ещё ориентируются подростки при выборе фильма? На мнение друзей и знакомых («сарафанное радио»), настроение («захотелось посмотреть комедию»), креативность идеи, интересный сюжет. В меньшей степени учитывают фамилии режиссеров и актеров - знакомство с их творчеством только начинается.
Не зря исследователи называют поколение Z особенным. В данном случае оно отличается от поколений XY, которые в большей степени делают выбор в пользу зарубежных фильмов. И от «молчаливых» и «беби-бумеров», чаще всего выбирающих отечественное кино.
Говорят, у поколения Z стоит поучиться открытости мышления, реалистичному подходу к жизни, иному восприятию мира (через ощущения), более легкому и комфортному. Первое цифровое поколение чувствует себя в информационном море, как рыба в воде. Кажется, что они все знают, обо всем могут судить. Их отличает не только многозадачность, но и способность очень быстро переключаться между задачами (темами). А еще, в отличие от других поколений, им легче поделиться тем, что у них внутри. С юными кинокритиками интересно общаться. Что сделать, чтобы наши фильмы стали лучше? «Игру актеров подтянуть, не забывать про спецэффекты, а главное - работать над сценариями». В определении сюжетов многозадачные «зэды» довольно единодушны: «однотипные, вторичные, мутные, вялые, скучные, предсказуемые...» Именно эта составляющая фильма, по признанию большинства Z, лучше у зарубежных авторов. Там сюжет «захватывает, не такой банальный, оригинальный, хорошо закручен». «У них (американцев) тоже однотипные сюжеты. Но сейчас у них пропадает эта однотипность. С каждым годом они добавляют все больше неожиданностей в сюжет». А нам кто мешает?
Кстати, мнение подростков совпадает с мнением профессионалов. Недавно подведены итоги конкурса компаний, претендующих на поддержку кинопроизводства. Впервые из-за низкого уровня проектов, сообщает «Бюллетень кинопрокатчика» (kinometro.ru), было принято решение остаток средств в размере около 382 млн рублей распределить по результатам дополнительного конкурса.
Ситуацию комментирует исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов: «Уровень многих представленных на конкурс сценариев не заслуживает внимания - картины вряд ли бы вышли в широкий прокат, а именно такая задача стоит перед Фондом. Думаю, к сентябрю часть проектов, у которых есть потенциал, будет доработана, а также появятся новые проекты».

Преимущество российских фильмов для нового поколения проявляется прежде всего в комедиях. Секрет - в юморе, культурном контексте, близком и понятном молодым. «В наших фильмах все более смешно выглядит, потому что они приближены к нам. Американцы так не сделают».
Российские актёры нравятся молодым зрителям так же, как и зарубежные. В целом их игра не вызывает нареканий. Но и кумиром молодежи их не назовёшь. Подростки часто говорят, что за творчеством актеров не следят, не могут назвать их фамилии. «Есть хорошие актёры и в России, мне нравятся, и за рубежом».
Молодым кино интересно в принципе. И не только из-за его доступности. Пока у них больше вопросов, чем ответов. А кино через художественные формы помогает лучше понять реальность. Найти ответы. Не удивительно, что юный зритель хочет разнообразия - в сюжетах, темах, жанрах... И любые шаги в этом направлении сразу замечает. «Ходила на фильм «Невеста». Очень крутой! Возможно, даже лучше, чем американские фильмы ужасов». Среди новых российских работ есть особенно успешные, которые попали в разряд любимых у поколения Z. Чаще всего в этой связи называют «Т-34», «Движение вверх», «Легенда №17». «Бывают интересные отечественные фильмы, серьезные, которые даже записаны в «мои любимые фильмы». «В нашем кинематографе если делают, то от души. И всего много...» «Если наш фильм хороший, то я горжусь своей страной».

И все-таки особой любви у представителей поколения Z к российскому кинематографу пока нет. Отношение к фильмам именно нейтральное. Подростки словно присматриваются и выбирают, в какую сторону склонить чашу весов с их симпатией. Однако на вопрос, улучшилось ли качество российских фильмов, вышедших в прокат в 2018 году, по сравнению с работами предыдущих двух лет, больше половины представителей Z ответили утвердительно.

ShapeShapeShapeShapeShapeShapeShapeShapeCombined ShapeShapeShape