За 4 года, прошедших с выхода первой части “Бати”, средний возраст зрителей снизился с 29,3 до 25,1 лет. Доля подростков 12-17 лет выросла втрое (10,5% → 30,9%), а группа 25-34 лет сократилась вдвое (38,1% → 17,1%).
“Аудитория помолодела, мы наблюдаем это уже несколько лет. Показатели “Бати 2” в целом соответствуют общероссийскому тренду, заданному еще после ухода западных мейджоров в 2022 году, когда часть взрослой аудитории 35+ перестала ходить в кино. Тогда же появилась Пушкинская карта, сыгравшая важную роль в привлечении подростков. Мы видим по нашим опросам, что возможность оплатить билет картой часто является причиной просмотра того или иного релиза. На фокус-группах подростки объясняют, что для них посещение кинотеатра дорогое удовольствие, а “Пушкинская карта” дает возможность это делать,” - говорит Мария Щербаль, генеральный директор Wanta Group.
Женская аудитория увеличилась с 53,1% до 60,8%, что также соответствует общей тенденции по общероссийскому прокату.
“До 2022 года доли мужской и женской аудитории держались в одном диапазоне. Затем доля мужской аудитории резко сократилась и до сих пор остается на том же уровне - примерно трети публики,” - Мария Щербаль.
Новые привычки просмотра
Согласно данным исследования, частота походов в кино снизилась: доля посещающих 1-2 раза в месяц упала с 49,2% до 42,1%. Вдвое реже стали ходить "завсегдатаи" (раз в неделю и чаще: 12,6% → 5,1%). На 92% выросла группа "умеренных" зрителей (1-2 раза в полгода: 7,8% → 15,0%).
Просмотр с партнёром уступил место дружеским компаниям: если в 2021 году 50,5% зрителей "Бати" приходили в кино с партнером, то в 2025-м 36,3% выбрали поход с друзьями (+29%). Доля одиночных посещений осталась стабильной (~8-9%).
“Преобладание просмотра в компании - прямое следствие омоложения аудитории: подростки, школьники вместе идут в кино, чтобы весело провести время. Для них поход в кино - это прежде всего социальная активность, а не желание увидеть какой-то конкретный контент. На фокус-группах мы видим, что подростки принимают решение, посмотреть им фильм дома или в кинотеатре, в зависимости от того, смогут ли они собрать компанию,” - Мария Щербаль.
В условиях меньшей конкуренции (в 2021 в прокате было 6 семейных фильмов против 2 в 2025) "Батя 2" получил более высокие оценки: средний балл из оценок зрителей по 10-балльной шкале увеличился с 8,3 до 8,9. Индекс NPS (удовлетворенности фильмом и готовности рекомендовать его к просмотру): составил 51,2 пункта у “Бати 2” против 33,6 у “Бати”. Доля "критиков" сократилась вдвое: с 22,5% до 11,6%
Ключевое отличие 2025 года — решающую роль играет узнаваемость бренда: 58,8% пришли на "Батя 2" именно как на продолжение франшизы. При этом влияние трейлеров снизилось более чем вдвое (43,8% → 18,2%), значение актерского состава также упало (39,0% → 26,7%).
Рекламная стратегия сместилась в digital: соцсети как канал получения информации о фильме выросли с 7,2% до 16,2% (+125%). Что также в целом соответствует общероссийским тенденциям проката.
Эти тенденции аналитики выводят из постоянно обновляемых данных, собираемых каждые выходные методом опроса людей, посетивших киносеанс, по всей стране (пять городов миллионников, выборка от 1000 респондентов). Сбор данных о киноаудитории с 2018 года осуществляется компанией Wanta Group по заказу Фонда Кино в рамках проекта трекинга зрительских предпочтений “Кинозритель”.
“На примере франшизы “Батя” мы видим изменения в портрете аудитории, которые уже закрепились как тренды в современном российском кинопрокате. Это и значительное омоложение зрителя - его средний возраст снизился на 4,2 года, и рост доли женской аудитории, и изменение привычек похода в кино. Благодаря трекеру “Кинозритель”, мы имеем возможность не просто собирать статистику, но, анализируя данные, видеть, как меняется общество (ведь зрители его часть), в зависимости от разных событий и времени. “Кинозритель”- это лакмусовая бумага того, что происходит в индустрии и стране в целом,” - Мария Щербаль.
=================
*Исследование методом оффлайн-опроса охватило более 1000 респондентов в 5 городах (Москва, СПб, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар).